Ученые из Перми придумали, как экономично предотвратить всплытие трубопроводов

При прокладке магистральных трубопроводов через водные преграды возникает проблема их всплытия. Чтобы этого не происходило, трубопровод нагружают балластом, искусственно утяжеляя его. Ученые Пермского Политеха определили наиболее экономичный способ балластировки трубопровода, исходя из инженерно-геологических условий его прокладки.

Так, в зависимости от инженерно-геологических и гидрогеологических условий трубопровод может быть подвержен всплытию, особенно при переходе через водные преграды. Это происходит, если силы, действующие на трубопровод вверх, превышают силы, действующие вниз. К силам, действующим вверх, относят выталкивающую силу и упругий отпор грунта при прокладке свободным изгибом. К силам, действующим вниз, относят собственный вес трубы, транспортируемого продукта, а также вес пригрузов и грунта над трубопроводом. В процессе проектирования необходимо выполнить расчет на всплытие и при необходимости принять соответствующие меры по предотвращению данного процесса.

Устойчивость против всплытия трубопроводов, проходящих через водные преграды, может обеспечиваться применением балластировки с помощью железобетонных или чугунных одиночных пригрузов, а также с помощью сплошного обетонирования. Исходя из государственных стандартов балластировки, ученые вывели зависимость минимального объема материалов от длины участка трубопровода для каждого из этих способов.

Наиболее экономичным представляется сплошное обетонирование трубопровода. Помимо предотвращения всплытия труб, этот способ также может выступать в качестве защиты на участках пересечения и опасного сближения трубопровода с другими коммуникациями, производственными объектами и жилыми постройками. Однако бетонное покрытие является препятствием для проведения обследований трубопровода для определения потери металла и появления на нем трещин.

На примере проекта капитального ремонта промыслового газопровода «Каменный Лог – Пермь» эксперты рассчитали, что при использовании чугунных утяжелителей кольцевого типа затраты составят порядка 355 600 руб. на каждые 10 м трубопровода, для железобетонных утяжелителей кольцевого типа — 97 800 руб. на каждые 10 м, а при сплошном обетонировании всего 10 384 руб. на 10 м.

 

По материалам Naked Science.

Читайте также:
Сертификаты на строительные материалы

Сегодня без сертификации — никуда. Особенно это касается строительной отрасли: здесь сертификация строительных материалов — это неотъемлемая часть стройматериалов, ведь она связана с безопасностью жизни и здоровья людей. Если производитель не предоставит сертификаты качества на строительные материалы, его деятельность может оказаться под угрозой. В то же время использование в строительстве...

ОКПД 2 строительные материалы

ОКПД 2 или общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности крайне важен в работе каждой отрасли российской экономики. И, в частности, в строительстве и поставках, где особую роль занимают ОКПД 2 строительные материалы прочие и ОКПД 2 стройматериалы для ремонта. Эти классификаторы входят в состав национальной системы стандартизации России и...

Номенклатура строительных материалов

В работе строительных организаций крайне важную позицию, несомненно, занимает номенклатура строительных материалов. И хотя это словосочетание несколько пугает своей сложностью, на самом деле ничего сложного в нём нет. Номенклатура — это классифицированный перечень. А, соответственно, номенклатура стройматериалов — это классифицированный перечень строительных материалов, которые использует строительная организация. Таким образом, использование...

Разработан 3D-принтер для преобразования каменной муки в архитектурные элементы

Утилизация большого количества каменных отходов (каменной муки) из карьеров представляет собой большую проблему - они могут достигать 40% от общего объема производства. Исследователи Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH) и Университета прикладных наук и искусств Южной Швейцарии (SUPSI) разработали 3D-принтер и использовали его для производства структурно оптимизированных элементов системы каменного...

© 2023 Стройтех-инфо. Все права защищены