Самые протяженные перегоны подводных тоннелей на БКЛ были пройдены на его восточном участке – между станциями «Кленовый бульвар», «Нагатинский Затон» и «Печатники». Тоннелепроходческие механизированные комплексы диаметром 10 м построили участки двухпутных тоннелей под Нагатинским затоном и Москвой-рекой длиной 550 и 500 мсоответственно.
Еще один участок двухпутного тоннеля под Москвой-рекой длиной 150 м сооружен между станциями «Терехово» и «Кунцевская» Большого кольца метро, которые открылись для пассажиров в декабре 2021 г.
Экипажи шестиметровых тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) соорудили под водоемами и участки однопутных тоннелей БКЛ. От станции «Деловой центр» до оборотных тупиков было проложено 2 перегона под Москвой-рекой, по 170 м каждый. И еще два участка по 50 м построены под каналом Карамышевское спрямление от «Народного Ополчения» до «Мнёвников».
Самые короткие участки подводных тоннелей на Большом кольце длиной около 30 м проходят под рекой Яузой, на перегоне «Электрозаводская» – «Сокольники» северо-восточного участка БКЛ.
Проходка под водоемами сопряжена с рядом технических сложностей, в частности – с невозможностью выполнения устройства котлована для ремонта ТПМК или замены режущего инструмента. Современные технологии и накопленный опыт московских метростроителей позволяют вести тоннелепроходку в самых сложных условиях, при этом обеспечивая качество и безопасность возводимых тоннелей.
По материалам Стройкомплекса Москвы.