Ученые Пермского Политеха разработали и запатентовали новый дорожно-строительный материал — асфальтобетон. В его состав входит буровой шлам, который полностью замещает традиционно используемый минеральный порошок. Технология понизит стоимость производства асфальтобетона, а значит и дорожного строительства в целом.
Для проведения экспериментальных лабораторных исследований политехниками были отобраны четыре образца буровых шламов с месторождений Западной и Восточной Сибири.
Согласно изобретению, для производства дорожно-строительного материала не требуется изменять технологию его приготовления на асфальтобетонном предприятии. Смесь готовят следующим образом: предварительно высушенный буровой шлам для распределения в составе асфальтобетонной смеси тщательно перемешивают с минеральными материалами — природным песком, щебнем, после чего смесь нагревают до температуры 165-175 градусов. После этого в смесь вводят битум и перемешивают в течение 3 минут в мешалке принудительного типа при температуре 150°С.
Отличительный признак изготовленного асфальта — повышенный коэффициент трещиностойкости и водостойкости, при этом материал соответствует требованиям нормативных документов по эксплуатационным характеристикам и физико-механическим свойствам. Технический результат подтвержден испытаниями на соответствие требованиям ГОСТа.
По словам специалистов, созданная горячая мелкозернистая асфальтобетонная смесь с добавлением недефицитного техногенного отхода — бурового шлама, используемого в качестве минерального порошка, понизит стоимость асфальтобетона, а также снизит негативное воздействие на окружающую среду от размещения отхода нефтедобывающей промышленности — бурового шлама.
По материалам Naked Science.